Инъекция оптимизма от Нового театра

Корнелюк Б.В. – научный сотрудник Украинского межуниверситетского шекспировского центра (Классический приватный университет)

Мне очень импонируют постановки «Нового театра». Возможно, потому что я идеалист, не распрощавшийся с детством. Когда хочется верить в чудеса, то совершенно органично смотрятся на сцене мистические и, в то же время очень человечные и где-то даже наивные Хранители.

Восприятие спектакля требует от реципиента особого «щелчка», переключения с мира повседневности на все такую же нашу родную повседневность, но уже с элементами сказочного, потусторонне-магического. Если этот  ментальный «щелчок» произошел, то постановка смотрится на «ура», если же нет, то, к примеру, фактурный и харизматичный  образ Характерника будет выглядеть карикатурно и гротескно (хотя, в случае фентезийного переключения этот персонаж покажется добрым, смелым, мудрым).

    Проводя семинары со студентами по произведениям Гофмана, я столкнулся с таким феноменом – людям моложе меня (родившимся уже во времена независимости), оказывается, сложно читать «Крошку Цахеса», у них не «щелкает» как раз из-за его «мягкой» фентезийности, которая граничит с аллегоричностью. Они спокойно воспринимают «жесткое фентези» с драконами, спецэффектами и убийствами-кровищей (там же есть шоу, интрига, трэш!). А вот что-то поспокойней кажется им донельзя скучным, каким-то нафталиновым литературным пережитком или мертвой забронзовелой классикой. Потом, когда они вчитываются это проходит. Идея же объединить такое «спокойно»-философское фентези с остроактуальной проблематикой, да еще и на сцене театра,  кажется мне очень эффективной как раз для пробуждения сокровенно-романтического начала в каждом из нас. В театре включаются совершенно иные рецептивные механизмы и самый черствый человек по-другому, более поэтично и вдумчиво воспринимает самые обычные вещи. Возможно, именно поэтому в храме Мельпомены получается затронуть идеалистические струны материалистически настроенных людей. Но настолько же велика и опасность, что струны не заиграют, и тогда действо на сцене может быть воспринято как злободневная агитка-плакат, поданная в новомодной обертке, где «слились в экстазе» кино и театр, современность и прошлое, война и мир, реальность и вымысел. Признаюсь, что приходя в театр, я всегда переживаю за успех постановки, причем так сильно, как будто я непосредственнов ней участвую, в общем для меня важно, чтобы мне, а главное другим зрителям, спектакль понравился. И было особенно приятно, что актерам Нового театра удалось вызвать такой «щелчок» не только во мне, но и почти во всех, кто был в зале. Это было видно в финале спектакля, когда зажегся свет – люди уходили одухотворенными, без тени разочарования. А значит – эксперимент удался!

    Некоторые моменты спектакля (выздоровление Ивана, спасение Даши) могут показаться то ли неправдоподобными, то ли недоработанными, то ли схематичными, но, мне лично всегда хочется верить в сказку, а у сказок, как известно, свои законы развития повествования и, обязательно, счастливый конец. Именно поэтому я верю в возможность хэппи-энда (в данной постановке не сказочного, а оправданно-выстраданного), несмотря на то, что он понижает градус драматизма происходящего. В наше время и в нашей ситуации инъекция оптимизма оказывается подчас жизненно важной (это и есть выход из той «жопы», о которой говорил Иван). После спектакля захотелось делать что-то полезное. А это, возможно, даже важнее, чем катарсис от зрелища. И еще – большое спасибо за украинскую речь в спектакле! Ведь это спектакль о Запорожье, это «зеркало» города, а у нас сегодня услышать украинский язык в повседневной жизни можно все чаще. И это радует!

    Спектакль очень актуальный, можно сказать на злобу дня. Концепция «Города Z» рушит стереотип о том, что в «неавангардном» театре в основном происходит «пережевывание» классических пьес, в постановках которых акценты смещаются так, чтобы как-то коррелироваться с современностью. А тут получилась сама современность – новая пьеса, актуальная тема, необычная, во многом экспериментальная постановка. Мы постоянно читаем в Интернете или прессе, слышим по радио, смотрим по телевизору материалы о войне, о патриотизме, об экологии, но когда об этом говорят со сцены театра, то важность каждого слова и его воздействие на слушателя/зрителя намного возрастают! В то же время в постановке удалось избежать «местечковости», не было ощущения «самодеятельности, посвященной родному краю», поэтому постановка, как мне кажется, будет тепло воспринята и в любом другом городе Украины. А для запорожского зрителя в ней открывается еще один смысловой уровень – это же про меня, про мой город, про нашу жизнь сегодня! Такой вот совершенно актуальный театр – очень редкое явление!

    Философия спектакля, рассуждения персонажей просты и понятны. В этом кроется и позитив и некая опасность. Искушенный (или высоколобый, или любое другое прилагательное подобного толка) зритель, он же зритель-сноб (не вижу ничего плохого в снобизме, это просто особая жизненная позиция), может отметить некую поверхностность разработки идейно-философской концепции «Города Z». Да, здесь не было вербальных апелляций к буддизму (а какой техникой медитации пользовался Хранитель с Иваном?), классической немецкой философии (почему не упомянут категорический императив Канта?), персонажи не цитировали Витгенштейна (хотя он много написал о языке, а в спектакле поднимается языковая проблема). Конечно, вопросы в скобках – ирония, но во время просмотра во мне тоже боролись две ипостаси: зритель-сноб и «открыто-душевный» (тот, который с открытой душой) зритель. Так вот, снобу во мне не хватало философской изысканности, а в рамках заявленного жанра – радикальных, броских постановочных экспериментов (хотя, повторюсь, режиссерский подход был очень нестандартным и я-сноб этому порадовался).  Второй же ипостаси всего было достаточно, ведь спектакль очень эмоциональный, душевный, местами лирический, иногда смешной (КВН – прекрасен!), моментами грустный и драматичный. И самое-самое главное – он заставляет думать, размышлять, делать выводы. С героями хочется спорить, полемизировать, а это значит, что им хочется и сопереживать. Одним словом, позитива было достаточно (и этот «позитив» был довольно качественным и зрелищным), для того чтобы сноб во мне таки замолчал!

    Театр должен ориентироваться на потенциального зрителя. К счастью, и к сожалению одновременно, в Запорожье мало зрителей-снобов. Зато в запорожской публике много «вольноопределяющихся», тех, кто живя здесь (в Украине, Запорожье) и сейчас (во время войны, тяжелой экономической ситуации, постреволюционного (поствыборного, пост-…) разочарования) еще не сделал осознанного выбора – с кем мне быть? что я сам могу сделать? и нужно ли что-то делать? Такие спектакли, как «Город Z», помогают сделать такой выбор и понять, что нельзя отмалчиваться или бездействовать. Данте в «Божественной комедии» поместил людей, которые не могли или не хотели выбирать, у ворот Ада, их не пускали даже туда, они были нигде и постоянно мучились от укусов жирных оводов. Просмотр спектакля, конечно, не изменит всех людей в зрительном зале, не превратит их автоматически в волонтеров, но, по крайней мере, заставит подумать (и выражаясь образно избежать этого «нулевого круга» Данте). А это для нашей «душевной», но часто невдумчивой публики ох как важно!

    На мой взгляд, спорным является жанровое определение в части «спектакль-кино». По поводу фентезийных элементов – нет никаких возражений: ненавязчивая и очень добрая фентезийность создает особую атмосферу сказочности, веры в триумф Добра. Действительно, элементы фенетези были, как говорится, «в тему». А вот слово «кино» настраивало меня на ожидание чего-то совершенно отличного от предыдущих постановок (я был далеко не на всех, но в прошлом сезоне старался не пропускать). Например, в спектакле присутствуют классные и довольно качественно сделанные «видеоколлажи», которые сопровождались интересной музыкой (отдельно хочу отметить музыкальный ряд – очень современный, при этом имеющий «нерв», особую эмоциональную тональность, трогающую и, одновременно, далекую от пафоса), но подобное было и в «Тринадцатом апостоле». Были видеофрагменты, видеовставки, которые выводили действие «за сцену» (в этом спектакле без этого не обойтись), но подобный прием был использован во «Фрекен Жюли». В постановке действительно много «видео» и это хорошо, а в связи с тематикой и сюжетом спектакля, наверное, неизбежно. Видео, как мне кажется, становится «фишкой», особенностью «Нового театра», но именно видео, а не кино.

    С другой стороны, в Ваших постановках видео смотрится чрезвычайно органично. Когда-то был на спектакле «Город солнца» в театре Магара. Там был круглый экран, который у меня лично ассоциируется с концертами «Pink Floyd», где на нем показывали мини-фильмы, иллюстрировавшие песню. А вот в «Городе солнца» возникало ощущение «экрана ради экрана», «эксперимента ради эксперимента», ничего для развития действия он не давал – там просто показывали пространные «интервью» с Попудренко-Кампанеллой. На Вашем сайте нашел жанровое определение «саунд-вижн-драма». Оно мне показалось намного ближе к тому, что было показано на сцене. Но и у этого жанрового определения есть свой недостаток – преподавая английский, знаю, что для поколения «за 40» эти слова чаще всего будут звучать совершенно непонятно, где-то как «монопод», который я даже зная английский все равно называю «палкой для селфи» (и тут не обходясь без иностранного словца).

    «Город Z» спектакль очень нужный для нашего зрителя. И для меня это прежде всего спектакль-вдохновение, спектакль-повод порассуждать, подискутировать, помечтать, и, конечно же, зарядится позитивом и верой во всепобеждающую силу Добра и Любви. Я впервые побывал на постановке, написанной жителем моего города, про Запорожье, где играли профессиональные актеры-запорожцы. Не каждому зрителю выпадает шанс побывать на таком правильно-патриотичном, одним словом «своем» спектакле. И вот за этот шанс огромное спасибо всей команде «Нового театра»! Было видно, что вы делаете свое дело с любовью, что вы ловите кайф от происходящего, и это ощущается в зрительном зале. И я, как благодарный зритель, советую посмотреть этот спектакль всем моим знакомым и друзьям!